Керамика

Керамика

Керамика (греческое keramike - гончарное искусство, от слова keramos - обожжённая глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками.

Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытно-общинного строя. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15-12 тыс. лет тому назад, оно уже в эпоху неолита (нового каменного века) получило развитой характер.

Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных ее сортов, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными.

В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

В зависимости от строения различают тонкую керамику и грубую. Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика. кроме того различают керамику карбидную, боридную, силицидную и пр. Первоначально керамика формовалась вручную.

К концу XVI века в Европе появилась МАЙОЛИКА (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью. Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожженную глазурь. Они используются и для росписи фарфора.

ГЛАЗУРЬ — это стекловидное покрытие на керамике, защищающее ее от внешних воздействий и служащее одновременно украшением. Современные промышленные глазури обычно бесцветны и прозрачны (например, на фарфоровой посуде) или окрашены и непрозрачны (на кафеле). Но посетив любой музей искусства, можно убедиться, что глазури обладают гораздо более широким «репертуаром» визуальных эффектов. Глазури на древних египетских амулетах сияют голубизной столь же ярко, как и в тот день, когда их извлекли из обжиговой печи. Совершенно не поблекли сцены, изображенные на древнегреческих вазах, покрытых красной и черной поливной глазурью. Яркие трехцветные свинцовые глазури, «светящийся» селадон и фарфор свидетельствуют о вкусе и могуществе китайского императорского двора.

Изобретение ГОНЧАРНОГО КРУГА в третьем тысячелетии до нашей эры позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками.

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Гончарный круг упростил и ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.

Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение.

При «лощении»-поверхность изделия натирают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву - словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. Также черную керамику еще называют томленой или мореной

Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней. На территории Нижегородской области чернолощеная керамика известна с III века нашей эры, а широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII века.

Обжиг является наиболее сложным процессом при работе с глиной. При изготовлении чернолощённой керамики обжиг является главным, именно от него зависит цвет черепка, качество, отсутствие трещин, водонепроницаемость.

МОЛОЧЕНИЕ керамики в последнее время стало очень популярным способом обработки керамических изделий. Считается, что этим методом издревле пользовались гончары на Руси, еще до того как научились покрывать изделия глазурью

Молочение придает черепку водоотталкивающие свойства, а также получается очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый коричневый оттенок, и, к тому же, они становятся более гладкими, приятными на ощупь.

Рецепт молочения керамики очень простой: нужно покрыть изделия молоком и нагреть до температуры около 300°С. Эта техника известна сотни лет на Руси, в целом же история обварной керамики уходит в Античность.

Технология молочения чередует: обжиг - обвар - снова обжиг в печи. В зависимости от жидкости, в которую керамика помещается, она приобретает свой цвет. Молоко дает керамике не только цвет, но и влагонепроницаемость, такую, что в посуде затем можно готовить при высокой температуре пищу. К обварным смесям относятся также растворы из ржаной или пшеничной муки. Обварную керамику, как правило, не покрывают глазурью. Распространены сувениры из обварной керамики.

Мастера - Ольга Соломкина и Александр Комаровский

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена

Менеджер в самое ближайшее время с вами свяжется