Резьба по дереву

Резьба по дереву

Так исторически сложилось, что русские мастера уделяли особое внимание резьбе по дереву – обилие сырья и традиционная деревянная архитектура дали благоприятную почву для развития этого ремесла.

Нижегородская глухая (домовая, корабельная, бáрочная) резьба по дереву была распространена в декоре лобовых досок, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX века. Глухая резьба ведет свое начало от украшения волжских судов, что отразилось в ее втором названии — «бáрочная резь». Из-за неправильно поставленного ударения, корабельную резьбу часто объединяют с термином «барокко». Но тут нет ничего общего. Произносить нужно именно — бáрочная, с ударением на первый слог, поскольку название пошло от обычая украшать волжские суда-бáрки.

Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на полую воду, судостроители с весны искали себе заработок по волжским деревням, вследствие чего приемы «корабельной» резьбы стали использоваться в жилом деревянном зодчестве Поволжья — ею украшали лобовые доски, лопатки и оконные наличники домов. Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей — Костромской и Ивановской.

Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа была разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы — так называемые припороки — обычно хранились у руководителя артели. По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отверстия. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем — паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.

В начале работы использовали нескольких закругленных долот, с помощью которых выбирался фон и создавался рельеф. Края узора не оставляли острыми, прямо вырубленными, они слегка «заваливались», что делало узор более пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. На этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, сделать более выразительными мелкие детали — нанести жилки на листья, придать рельефность лепесткам цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок-берегинь. После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.

Резьбой украшали наличники, ставни, подзоры, ворота. При этом народные умельцы использовали различные мотивы родной природы и образы мифических, сказочных существ: русалок, сиринов с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львов с ветвью в лапах, чудесных птиц.

Сама традиция вырезать в качестве декора дома травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.

Одним из самых узнаваемых и любимых элементов домовой резьбы на Нижегородчине является «Фараонка». По местной легенде, «фараоны» (египтяне), преследовавшие евреев при переходе через Красное море, утонули, но не умерли, а превратились в морских чудовищ. Поэтому «фараонкам» нередко придавали мужские черты лица, хотя и изображают их с женской грудью. Иногда им даже добавляли курительные трубки.

Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех, или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С.Удалов, А.С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы.

Современное направление художественной резьбы по дереву развивается на фабрике "Семеновская роспись" в г. Семенове. Здесь возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши и вазы и поставки - цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического и растительного характера.

Нижегородская область - древняя земля, давшая нашему народу удивительных мастеров деревянной игрушки, которая по праву является ярким и оригинальным явлением в российском народном искусстве.

В Нижегородской области существовало несколько центров по изготовлению топорно-щепных игрушек. Новинская деревянная игрушка Чкаловского района – самая ранняя игрушка в Нижегородской области. В ней сохранены черты глубокой древности - она похожа на египетские и ранние кустарные игрушки Европы XV – XVII веков. Первый «слой», самый ранний, близкий к архаическому первобытному искусству, состоял: из «коньков на колёсиках» (каталка-колёски, совмещающая две головы коней); «каталок» (каталка-вертушка); «кузнецов» (игрушка на планках); «меленок» (каталка-меленка). Более поздний – отразивший быт XVIII - первой половины XX столетия состоял из «упряжек – каталок одиночных, парных и тройкой».

Выразительная условная форма, лихо изогнутые шеи пристяжных, яркая и нарядная окраска, пышно нарисованная сбруя и орнаментация карет – выделяют эти игрушки в ряду русской крестьянской игрушки в особую группу.

Новинская игрушка в начале 21 века считалась утраченным промыслом. Однако в 2008 году директором Новинского ремесленно-досугового центра Александром Анатольевичем Баукиным были возрождены образцы традиционной Новинской деревянной игрушки. Сейчас современные образцы Новинской игрушки можно найти на ремесленных ярмарках и, конечно, на ее родине – рубленные топором яркие кони и упряжки снова мчатся по просторам России.

Мастер - Сергей Зайцев

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена

Менеджер в самое ближайшее время с вами свяжется