Художественная обработка кожи

Художественная обработка кожи

Кожа - один из первых материалов, который начали обрабатывать люди. По археологическим находкам и наскальным рисункам, оставленным первобытными людьми, историки узнали, что первой одеждой человека были шкуры убитых им диких животных. Да и как могло быть иначе, особенно у северных народов, которым приходилось выживать в суровом климате? Поскольку эволюция постепенно лишала человека естественного волосяного покрова, ему приходилось утепляться за счет животных.

Пытаясь продлить жизнь изделий из кожи, люди научились выделывать шкуры. Первые способы были достаточно просты – шкуры высушивали на солнце в растянутом виде, смазывая поверхность кожи жиром, и хорошо разминали ее. От века к веку ассортимент изделий из кожи расширялся.

В средние века из шкур делали множество самых разнообразных предметов - одежду, обувь, рукавицы, кошельки, сумки, ремни, чехлы для ножей и топоров, торбы, футляры, различную посуду. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде. Из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.

Вначале из кожи изготавливали чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. В Египте в Долине царей до сих пор сохранились самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н.э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона, - это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем в их отделке использовали окраску кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку. При раскопках гробниц, относящихся к V веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур.

С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу - пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше – они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего их изготавливали из недорогой кожи.

С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т. п.

В эпоху готического стиля (XIII – XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира.

В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты.

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. они завоевали популярность во всей Европе.

Приятно знать, что наши древние предки – скифы тоже были мастерами обработки кожи. В курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V – I вв. до н. э. В качестве декора применялась в основном аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле).

Кожевенному промыслу на Руси не один век. Древняя Русь знала многие приемы обработки кожи и оформления кожаных изделий: аппликацию и тиснение по коже, золотое шитье по сафьяну, ажурный узор из сквозных отверстий различной конфигурации, металлические элементы на конской упряжи, книжных переплетах, обуви и одежде.

По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славян был известен в VI –VII вв., правда, кожаных вещей того времени дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур.

Кожевенный промысел Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам. Массовое изготовление изделий из кожи и меха (предметов одежды, обуви и упряжи) было налажено и в ряде промышленных центров самой Нижегородчины.

Центром кожевенного промысла в Нижегородском крае было село Богородское. Продукцию богородчане вырабатывали самую разнообразную. Из коровьих шкур делали юфть для пожива сапог, из бычьей кожи – полувал для подошв, из конской кожи - шорный товар, из бараньей и овчинной – товар для шитья голиц (рукавиц).

Из книги «Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства. Выпуск II: Кустарные промыслы Нижегородской губернии» М.А. Плотникова 1896 год:

В XIX веке кожевенным промыслом стали заниматься и жители села Решетиха (Володарский р-н). Здесь изготовляли сумки, косметички, портмоне, кошельки, чехлы для ружей и патронташи, ремни. Решетихинские мастера украшали кожаные изделия росписью, накладной филигранью, теснением.

Изделия из кожи были издревле и остаются в наши дни очень практичными и красивыми. При регулярном и правильном уходе кожаное изделие прослужит многие годы. Красота, благородство, устойчивость к мимолетным влияниям моды делает кожаные изделия востребованными и всегда уместными.

Мастер - Ольга Куклина

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена

Менеджер в самое ближайшее время с вами свяжется