Русская традиционная текстильная кукла

Русская традиционная текстильная кукла

Куклы - это часть народной культуры. Раньше без них не обходился ни один праздник, ни одно событие в жизни человека. Куклу-оберег делали при рождении ребенка, молодым на свадьбу, добрым друзьям и родственникам с пожеланиями счастья и богатства. Через куклу желали добра, благосостояния, здоровья. Их просили о помощи и защите.

Считалось, что куклы-обереги защищают от злых духов, помогают собирать урожай, исцеляют от болезней, приманивают процветание и благополучие в семью. С изготовлением и использованием таких оберегов на Руси связано множество традиций. Некоторые из них сохраняются и в наши дни.

Традиция изготовления кукол-оберегов существовала до начала ХХ столетия, потом на несколько десятилетий о ней забыли. А в наши дни снова всё больше людей интересует искусство создания маленьких берегинь.

Конечно, крестьянские дети в кукольных играх они воспроизводили самые значимые события деревенской жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. И это были не только игры для удовольствия, через куклу ребенок осваивал традиции, необходимые элементы взрослой жизни, учился труду. А для девочки собственноручно сделанная ею кукла была еще и признаком ее мастерства.

В сознании наших предков куклы еще обладали различными волшебными свойствами: могли защитить человека от злых сил, принять на себя его болезни и несчастья, утешить в трудную минуту, дать совет, способствовать хорошему урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Куклы – талисманы бережно хранили в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Шла эта передача по женской линии от бабушки (матери) к внучке (дочке). Куклы следовали за женщиной через всю ее жизнь, часто составляя и часть приданого – матери дарили своих девичьих кукол дочерям на свадьбу, чтобы та сохранила и передала их новым поколениям. Так через бережные руки наших прабабушек, бабушек и матерей традиционная русская кукла дошла и до наших дней.

В последние десятилетия изготовление тряпичных кукол самими крестьянами практически прекратилось, а в музеях их сохранилось очень мало. Но сейчас многие уже начинают осознавать необходимость изучать такое явление, как народная кукла, с тем, чтобы хотя бы частично восполнить те утраты, которые понесло общество, русская культура, не собирая и не изучая этих кукол.

До сих пор кукла является носителем информации о жизни народа, кодом народа. Рассмотрим это на примере куклы Масленицы. Находясь в центре весеннего обряда с первого дня масленичной недели, кукла информирует участников обряда о том, что приблизилось пограничное время: зима должна смениться весной. Куклу изготавливали коллективно из ветхого, ненужного тряпья, одевали в не годные для носки вещи. Кукла начинала представлять человека. А изношенная одежда, в которую ее одевали, становилась символом того, что от старых переживаний, болезней, невзгод тоже надо избавиться на пороге весны. И поэтому конечной задачей масленичного обряда было уничтожение этого символа прошедшего периода зимы. Она должна быть сожжена в определенный момент обряда.

Еще одним примером важной функции могут служить свадебные куклы «неразлучники», бытовавшие повсеместно в России. Как правило, они выполнялись для молодоженов старшими родственниками и вручались молодым как напутствие перед венчанием или уже после церкви, во время «княжого пира». Они выполнены без использования иголки и ножниц, что говорит об их архаичном происхождении и ритуальном назначении. При изготовлении обязательно используется ткань красного цвета. В данных куклах красный цвет воспринимается участниками свадебного обряда как символ красоты, счастья, любви, жертвы.

Традиционная кукла-игрушка выполняется из природных (и иных) материалов, являясь необходимой вещью в реальной жизни ребенка, отражая материальный уровень развития семьи и общества.

Повсеместно в России бытовали куклы, выполненные из последнего сжатого снопа. Смысл этих обрядов заключался в том, чтобы поблагодарить поле за урожай, заставить его плодоносить на будущий год, взять от поля здоровье себе и своим близким. Кукла в этих обрядах выступала знаком плодородия земли, ее плодоносящей силы, предстающей в женском облике. С изменением жизненного уклада, трансформировались и традиции, видоизменилась и кукла: уменьшилась в размерах, но сохранилась крестообразная конструкция и солома в качестве основного материала. Обрядовая кукла превратилась в игровую куклу-стригушку – вещь, несущую информацию о бытовавшем ранее обряде.

Куклы были участниками всех событий жизни человека, начиная с обрядов рождения человека, его взросления и развития и заканчивая обрядами, связанными с уходом его из жизни. Кукла была родовая, делали ее из ношеной одежды, хранящей память о носивших ее людях. Такая кукла становилась своего рода оберегом для членов этой семьи.

Наиболее архаичные варианты кукол изготавливаются без применения иглы и ножниц: ткани разрываются, а не режутся. Сами действия по изготовлению традиционной куклы также имеют определенный символический смысл. Известно, что технологический процесс изготовления некоторых кукол сопровождался произнесением заговора, молитвы, призванных усилить защитные функции куклы, являясь средством очищения пространства.

Изучая внутреннее устройство народных кукол – мы видим, что «в кукле закодированы представления наших предков об устройстве Вселенной; через куклу человек общался с потусторонним миром» - достаточно вспомнить сказку о Крошечке Хаврошечке или о Василисе Премудрой.

Мастер - Наталья Чвертка

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена

Менеджер в самое ближайшее время с вами свяжется