Валяние

Валяние

Шерсть — уникальный материал, который человечество использует еще с древних времен. Упоминание о нем мы встречаем в Библии. Легенда гласит, что во время 40-дневного плавания по бескрайним водам потопа запертые в нем овцы и другие копытные от волнения сбились в стадо. Они роняли свою шерсть на пол, орошали ее потом и мочой, взбивали и топтали копытами. К концу путешествия шерсть настолько уплотнилась, что получился добротный валяный ковер.

В Горном Алтае обнаружены захоронения 4-5 веков до нашей эры. В этих захоронениях были найдены предметы Пазырыкской культуры, среди которых были войлоки(изделия из сваленной шерсти). Пазырыкские войлоки сегодня хранятся и выставляются в Эрмитаже. Самый большой из сохранившихся войлоков , это войлочный ковер размером 30кв. метров (450см х 6500см). По расчетам ученых, для изготовления ковра была использована шерсть, состриженная со 100 овец.

Валяная шерсть помогала человеку выживать во все времена. Известно, что родоначальниками этого ремесла стали кочевники. Сам образ жизни кочевых народов требовал надежности материалов, из которых был обустроен их быт. Одежда, обувь, предметы обихода, жилище должны были надежно защищать кочующих и воюющих людей в суровой степи, быть износостойкими. Жилище, к тому же должно было быть мобильным. Поэтому войлочные юрты стали великим изобретением кочевников, ко всем их достоинствам можно смело отнести их транспортабельность.

Для многих кочевых народов, самой ранней формой материи был войлок. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния.

Первые войлочные изделия изготавливали из натуральной шерсти естественного природного цвета. В дальнейшем крашение войлока производили красителями полученными из растений. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый - из отвара ореховой скорлупы, а серый- из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый - луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.

Технология производства бытовых войлочных изделий была достаточно проста: шерсть укладывали слоями, при этом один из них включал орнаментальные композиции ковра, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, стараясь не сдвигать пласты.

Такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу заворачивали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.

Пазырыкскую технику, получившую свое название от знаменитого войлока-занавеса, найденного в одном из Пазырыкских курганов, характеризует тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования изделий у многих народов. Вместе с тем, продолжает бытовать, например, в Бурятии традиция изготовления одноцветных войлоков, сплошь украшенных мелкой стежкой сухожильными нитями.

Славянские народы войлок не изготавливали. Зато им были знакомы так называемые полувойлок - тканые и потом подвалянные материалы. Классическим результатом применения этой техники является сукно, из которого с давних времен делали верхнюю одежду.

Использовали войлок и для покрытия головы. Так, головные уборы различных форм, изготовленные из овечьей шерсти, хорошо известны многим народам Поволжья и Приуралья.

Мужские шляпы валяли домашним способом на деревянной болванке. Например, в Новгороде в XIV веке производство цельноваляных войлочных мужских шляп приобрело характер кустарного промысла.

История появления валяной обуви в России относится к середине XIX века. И делать их начали в Нижегородской области. За право считаться родиной этой морозоустойчивой обуви могли бы поспорить Семеновский и Арзамасский районы. Но обошлось без выяснения «кто первее». В то время валяные сапоги считались ценным приобретением для каждой семьи, надевались исключительно в праздники. С развитием промысла обрядовое назначение валенок менялось: из праздничной обуви валенки перешли в категорию повседневной и рабочей, а в конце XX в. превратились в обувь для детей и стариков.

В Нижегородской области одна из фабрик валенок работает с 1932 года по сей день, это АО «Борская войлочная фабрика».

В наши дни, как и в старину, в суровые зимы многие жители деревень и даже городов надевают вместо современной модной кожаной обуви надежные теплые валенки.

Мастер - Светлана Каткова

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена

Менеджер в самое ближайшее время с вами свяжется